Положение об индивидуализации образовательного процесса (2)

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1.Настоящее Положение об индивидуализации образовательного процесса (далее –
Положение) разработано для Муниципального автономного дошкольного
образовательного учреждения детский сад № 2 «Росинка» (далее – Детский сад) в
соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в
Российской Федерации», Федеральным государственным образовательным
стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), утв. приказом
Минобрнауки России от 17.10.2013 № 1155, СанПиН 2.3/2.4.3590-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организации общественного питания населения»,
СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям
воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи», Приказа
Министерства образования науки РФ от 31.07.2020 г. № 373 «Об утверждении
Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным
общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного
образования» и определяет структуру, содержание, порядок разработки и
утверждения индивидуального образовательного маршрута воспитанника (далее –
ИОМ) Детского сада.
1.2. Положение определяет комплекс организационных мероприятий по обеспечению
права воспитанников на обучение по индивидуальному образовательному маршруту
(далее - ИОМ) в пределах осваиваемой ООП ДО, АООП ДО, реализуемой в
Учреждении, а также структуру, содержание, порядок разработки и утверждения
ИОМ воспитанника.
1.3. Под ИОМ в Положении понимается единый план образовательной деятельности
и/или коррекционной работы для воспитанника с ограниченными возможностями
здоровья (далее - ОВЗ), детей-инвалидов, одаренных детей:
- персональный путь компенсации трудностей в обучении;
- способ реализации личностного потенциала воспитанника (интеллектуального,
эмоциональноволевого, деятельностного, духовно-нравственного);
- структурированная программа действий воспитанника на некотором фиксированном
этапе обучения.
1.4. ИОМ для воспитанника с ОВЗ рассматривается как путь профессиональной
коррекции особенностей его развития, с целью освоения образовательной программы
дошкольного образования. Это путь компенсации трузностей в обучении, а затем и
реализации личностного потенциала ребенка с учетом образовательных областей:
социально-коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического, физического развития.
1.5. ИОМ для воспитанника, проявляющего определенные способности в различных
видах детской деятельности, т.е. одаренного ребенка, рассматривается как поддержка
воспитанника, построение его образовательной траектории.
1.6. ИОМ предполагает разработку учебного плана, обеспечивающего освоение
основной образовательной/адаптированной основной /адаптированной

образовательной программы дошкольного образования на основе индивидуализации
ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного
воспитанника.
Цель ИОМ в Учреждении — это создание условий, способствующих развитию
личности ребенка, обеспечивающих в полной мере реализацию его потенциальных
возможностей.
1.7. ИОМ является составной частью ООП ДО/АОП ДО/АООП ДО Учреждения и
призван:
- обеспечить учет индивидуальных особенностей образования отдельных категорий
детей, в том числе с OB3 и детей-инвалидов;
- обеспечить освоение Программы детьми при наличии трудностей обучения или
находящихся в особой жизненной ситуации;
- создать благоприятные условия развития детей в соответствии с их возрастными и
индивидуальными особенностями и склонностями, развития способностей и
творческого потенциала каждого ребенка.
1.8. ИОМ реализует право воспитанников на получение образования в объеме,
установленном ФГОС ДО соответствующего уровня с максимальной учебной
нагрузкой, соответствующей требованиям СП 2.4.3648-20 «Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и
оздоровления детей и молодежи».
1.9. ИОМ разрабатывается и утверждается в Учреждении после педагогической
диагностики воспитанника.
1.10. Непосредственную реализацию ИОМ осуществляет педагог-составитель
данного ИОМ в рамках учебного плана.
1.11. В настоящее Положение в установленном порядке могут вноситься изменения и
(или) дополнения.
2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Целью Положения является обеспечение реализации права воспитанников в
Учреждении на индивидуализацию образовательного процесса, на обучение по ИОМ.
2.2. Индивидуальный образовательный маршрут — учебный план, обеспечивающий
освоение образовательной программы на основе индивидуализации её содержания с
учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного воспитанника.
2.3. Задачи Положения:
- определять основные организационные механизмы, реализуемые в Учреждении для
обучения по ИОМ;
- обеспечивать возможность обучения по ИОМ на уровне дошкольного образования в
соответствии с установленными требованиями;
- обеспечивать соответствие ИОМ требованиям ФГОС ДО;
- определять ответственность педагогических работников Учреждения при обучении
по ИОМ;
- создавать условия для реализации индивидуальных образовательных потребностей
2

воспитанников, выбор оптимальных форм и темпа их обучения.
2.4. Условия реализации ИОМ должны соответствовать условиям реализации ООП
ДО/АОП ДО/АООП ДО Учреждения.
3. ПРИНЦИПЫ РАЗРАБОТКИ ИОМ
3.1. При разработке ИОМ воспитанника участники образовательных отношений
опираются на следующие принципы:
- принцип опоры на обучаемость ребенка;
- принцип соотнесения уровня актуального развития и зоны ближайшего развития.
Соблюдение данного принципа предполагает выявление потенциальных
способностей к усвоению новых знаний, как базовой характеристики, определяющей
проектирование индивидуальной траектории развития ребенка;
- принцип соблюдения интересов ребенка;
- принцип тесного взаимодействия и согласованности работы «команды»
специалистов, в ходе изучения уровня развития ребенка (явления, ситуации);
- принцип непрерывности (ребенку гарантировано непрерывное психологопедагогическое сопровождение на всех этапах оказания помощи в решении
проблемы);
- принцип отказа от усредненного нормирования (избегание прямого оценочного
подхода в педагогической диагностике) ведущего в своем предельном выражении к
стремлению «навешивать ярлыки», понимание того, что есть норма. Нормы — это не
среднее, что есть (или стандартное, что необходимо), а то, что лучшее, что возможно
в конкретном возрасте для конкретного ребенка при соответствующих условиях;
- принцип опоры на детскую субкультуру (каждый ребенок, обогащая себя
традициями, нормами и способами, выработанными детским сообществом,
проживает полноценный детский опыт). Проектирование деятельности по
сопровождению индивидуального развития ребенка должно опираться на знание
взрослыми опыта проживания возрастных кризисов. Каждый ребенок, обогащая себя
традициями, нормами и способами совладения с трудными ситуациями,
выработанными детским сообществом, проживает полноценный детский опыт.
Именно это позволяет ему легко входить во взаимодействие со сверстниками и
понимать жизнеустройство (формировать картину мира), сообразно своему возрасту.
3.2. При реализации ИОМ воспитанника участники образовательных отношений
руководствуются в своей деятельности:
- требованиями действующего законодательства;
- приказами директора Учреждением;
- Уставом Учреждения;
- принятыми в Учреждении локальными нормативными актами;
- настоящим Положением.

4. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ МЕХАНИЗМЫ
3

4.1. К основным организационным механизмам, реализуемым в Учреждении с целью
соблюдения права воспитанников на обучение по ИОМ относятся:
- информирование родителей (законных представителей) воспитанников о праве
воспитанников на обучение по ИОМ;
- выявление особенностей и образовательных потребностей воспитанника,
необходимых для разработки ИОМ;
- разработка основной/адаптированной образовательной программы дошкольного
образования, включающих в качестве механизма ее реализации ИОМ;
- организация обучения по ИОМ в строгом соответствии с требованиями ФГОС ДО;
- работа по взаимодействию субъектов образовательных отношений внутри
педагогического коллектива Учреждения при разработке и реализации ИОМ.
5. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ОБЯЗАННОСТИ ПЕДАГОГОВ, УЧАСТВУЮЩИХ В
РАЗРАБОТКЕ И РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ
5.1. Педагогические работники, назначенные приказом заведующего Учреждением за
организацию работы с воспитанниками в соответствии с ИОМ несут ответственность
за реализацию ИОМ в полном объеме.
5.2. Старший воспитатель обеспечивает:
- организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и
реализации ИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО:
- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации
ИОМ;
- контроль за реализацией ИОМ.
5.3. Педагог-психолог:
- проводит индивидуальное обследование ребенка, с целью выявления уровня
психического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин
нарушений в развитии и воспитании;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках психологического
сопровождения воспитанника;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребёнка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.4. Учитель-логопед:
- подробно обследует состояние всех структурных компонентов речи ребенка;
- устанавливает уровень речевого развития;
- ведет документацию в установленном порядке:
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках логопедического
сопровождения ребенка:
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
4

5.5. Учитель-дефектолог:
- проводит индивидуальное обследование обучающихся, с целью выявления уровня
обученности ребенка;
- ведет документацию в установленном порядке;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках дефектологического
сопровождения ребенка;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.6. Воспитатель:
- проводит педагогическую диагностику ребенка через наблюдение;
- участвует в разработке и реализации ИОМ ребенка в соответствии с ООП ДО,
АООП ДО, АОП ДО Учреждения, возрастными и индивидуальными возможностями
ребенка;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ;
- осуществляет психологом педагогическую поддержку одаренных детей;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.7. Музыкальный руководитель:
- проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня
музыкального развития, его индивидуальных особенностей, определение причин
нарушений в развитии и воспитании ребенка;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках музыкального сопровождения
ребенка;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.
5.8. Инструктор по физической культуре:
- проводит педагогическую диагностику ребенка, с целью выявления уровня
физического развития, его индивидуальных особенностей, определение причин
нарушений в развитии и воспитании;
- ведет документацию в соответствии с установленным порядком;
- участвует в разработке и реализации ИОМ в рамках физического сопровождения
ребенка;
- осуществляет психолого-педагогическую поддержку одаренных детей;
- отслеживает динамику развития ребенка в ходе реализации ИОМ;
- проводит консультирование родителей в рамках реализации ИОМ.

6. ПОРЯДОК РЕАЛИЗАЦИИ ИОМ И ЕГО ДОКУМЕНТАЦИОННОЕ
5

ОФОРМЛЕНИЕ
6.1. Образовательными потребностями детей с ОВЗ, детей-инвалидов и регулируется
Положением.
6.2. ИОМ разрабатывается для воспитанников:
- на основе наблюдений педагогов за воспитанником, педагогической,
психологической диагностики с согласия родителей (законных представителей)
воспитанников;
- на основании Заключения ТПМПК для детей с ОВЗ;
- на основании индивидуальной программы реабилитации или абилитации ребенкаинвалида, выдаваемой федеральными государственными учреждениями медикосоциальной экспертизы.
6.3. ИОМ разрабатывается педагогами Учреждения, реализующими ООП ДО/АОП
ДО/АООП ДО после проведения педагогической и/или психологической диагностики
воспитанника и заключения ТПМПК.
6.4. Реализацию ИОМ осуществляют педагогические работники (воспитатели,
учителя-логопед, учитель-дефектолог, педагог-психолог, инструктор по физической
культуре, музыкальные руководители), в группах общеразвивающей
(комбинированной) направленности, непосредственно работающие с ним, на которых
приказом заведующего Учреждением возлагается данная функциональная
обязанность.
6.5. ИОМ разрабатывается на один учебный год по результатам мониторинга в начале
учебного года.
6.6. Педагогический работник выявляет воспитанников, нуждающихся в реализации
образовательной программы по ИОМ.
6.7. Родители (законные представители) воспитанников информируются
педагогическим работником о возможности обучения воспитанника по ИОМ в
соответствии с установленными требованиями, в том числе с требованиями,
установленными настоящим Положением.
6.8. При желании родителей (законных представителей) воспитанника осуществлять
обучение ребёнка по ИОМ в Учреждении разрабатывается ИОМ соответствии с
настоящим Положением.
6.9. При составлении ИОМ педагогический работник предлагает родителям
(законным представителям) воспитанника ознакомиться с:
- ООП ДО/АОП ДО/АООП ДО;
- предлагаемым Учреждением учебным планом;
- порядком работы по составлению ИОМ в дальнейшем и условиями его реализации;
- формами работы с ребёнком, включенными в ОИМ.
6.10. Подготовленный предварительный ИОМ педагогический работник ещё раз
обсуждает с родителями (законными представителями) воспитанника.
6.11. Выбор форм работы с воспитанником для включения в ИОМ осуществляется с
учётом личностных особенностей воспитанника, а также с учётом особенностей
конкретного ИОМ.
6

6.12. Реализация ИОМ в Учреждении является обязательным для воспитанников,
требующих индивидуального подхода и осуществляется в соответствии с
индивидуальным планом обучения, с расписанием, отвечающим совокупному объему
учебной нагрузки и свободной деятельности воспитанников с учетом требований
СанПиН.
7. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
7.1. Ответственность за составление и реализацию ИОМ несут участники
образовательных отношений в порядке, установленном действующим
законодательством.
7.2. Ответственным лицом за координацию работы по составлению и реализации
ИОМ является старший воспитатель.
Он обеспечивает:
- организацию работы в Учреждении по информированию родителей (законных
представителей) воспитанников о возможности обучения для развития потенциала
воспитанников по ИОМ;
- организацию отбора воспитанников для обучения по ИОМ;
- организацию работы с педагогическими работниками Учреждения по составлению и
реализации ИОМ в строгом соответствии с ФГОС ДО;
- контроль за соответствием ИОМ ФГОС ДО; контроль за реализацией ИОМ;
- взаимодействие с участниками образовательных отношений по вопросам
составления и реализации ИОМ;
- организацию использования необходимых форм поддержки реализации ИОМ;
- организацию методического обеспечения по вопросам составления и реализации
ИОМ.
Руководствуется в своей деятельности:
- требованиями действующего законодательства и иных нормативно-правовых актов
в сфере образования;
- приказами и распоряжениями директора Учреждением;
- Уставом Учреждения и принятыми в нём локальными нормативными актами;
- настоящим Положением.
8. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
8.1. Настоящее Положение является локальным нормативным актом Учреждения,
принимается на педагогическом совете, согласовывается с Советом родителей и
утверждается (либо вводится в действие) приказом директора Учреждением.
8.2. Все изменения и дополнения, вносимые в настоящее Положение, оформляются в
письменной форме в соответствии с действующим законодательством Российской
Федерации.
8.3. Настоящее Положение принимается на неопределенный срок.
8.4. После принятия Положения (или изменений и дополнений отдельных пунктов и
разделов) в новой редакции, предыдущая редакция автоматически утрачивает
7

Лист ознакомления:
Дата

Подпись

8

Расшифровка

9


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

ВНИМАНИЕ!

Срок действия лицензии на использования программного обеспечения окончен 12.10.2024.
Для получения информации с сайта свяжитесь с Администрацией образовательной организации по телефону +7 (34357) 6-01-42

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».