1 1. Общие положения 1.1. Положение о психолого-педагогической диагностике (мониторинге) (далее – Положение) разработано для Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 2 «Росинка» (далее – Детский сад; ДОО, ДОУ) в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 г. № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам дошкольного образования», и определяет порядок проведения психологопедагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее - ФГОС ДО), назначение, цели, задачи, параметры, критерии, показатели, способы осуществления оценки индивидуального развития детей. 1.2. Реализация образовательной программы дошкольного образования Детского сада (далее – ОП ДО) и Адаптированной образовательной программы дошкольного образования Детского сада (далее – АОП ДО) предполагает оценку индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогами в рамках психолого-педагогической диагностики (мониторинга) и лежит в основе дальнейшего планирования образовательной работы. 1.3. Система оценки индивидуального развития детей, представляет собой систему сбора, учета, обработки и анализа информации об индивидуальных достижениях ребенка и результатах воспитательно-образовательного процесса в учреждении во всех возрастных группах по следующим направлениям развития (в соответствии с ФГОС ДО): - социально-коммуникативное развитие; - познавательное развитие; - речевое развитие; - художественно-эстетическое развитие; - физическое развитие. 1.4. Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач: - индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения егообразовательной траектории); - оптимизации работы с группой детей. 1.5. Диагностика индивидуального развития ребенка обеспечивает эффективность реализации ОП ДО и АОП ДО по отношению к каждому воспитаннику и позволяет судить о качестве образования в Детском саду. 1.6. Формы, периодичность и порядок текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся: специфика педагогической диагностики достижения планируемых образовательных результатов обусловлена следующими требованиями ФГОС 2 ДО: планируемые результаты освоения Программы заданы как целевые ориентиры дошкольного образования и представляют собой социальнонормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на разных этапах дошкольного детства; целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей и основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей (Пункт 4.3 ФГОС ДО); Психолого-педагогическая диагностика достижений планируемых результатов направлена на изучение деятельностных умений ребёнка, его интересов, предпочтений, склонностей, личностных особенностей, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками. Она позволяет выявлять особенности и динамику развития ребёнка, составлять на основе полученных данных индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности. По итогам анализа полученных данных мониторинга готовятся соответствующие документы, аналитические справки и приказы, отчеты со схемами, таблицами, графиками, диаграммами, обработанные с использованием стандартизированных компьютерных программ, публичный доклад, самообследование, которые доводятся до сведения педагогического коллектива ДОУ, учредителя, родителей (законных представителей). 2. Цель и задачи 2.1. Цели диагностики, а также особенности её проведения определяются требованиями ФГОС ДО. При реализации Программы проводиться оценка индивидуального развития детей, которая осуществляется педагогом в рамках педагогической диагностики. Результаты психолого - педагогической диагностики (мониторинга) используются исключительно для решения следующих образовательных задач: 1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития); 2) оптимизации работы с группой детей (Пункт 3.2.3 ФГОС ДО). 2.2. Основные задачи диагностики: Сбор информации об индивидуальном развитии воспитанников; Изучение деятельностных умений, интересов, предпочтений, склонностей ребенка; Личностных особенностей ребенка; особенностей его взаимодействия со 3 сверстниками, со взрослыми; Проведение анализа изменений в развитии воспитанников; Определение корректирующих мероприятий образовательного процесса в дошкольных группах; Определение индивидуального маршрута для каждого воспитанника. На основании этой информации разрабатываются рекомендации для воспитателей и родителей (законных представителей) по организации образовательной деятельности, планированию индивидуальной образовательной деятельности. 2.3. Направления мониторинга определяются в соответствии с целью и задачами Детского сада. Направлениями мониторинга могут быть: реализация базовых и парциальных учебных программ; уровень физического и психического развития воспитанников; адаптация вновь прибывших детей к условиям Детского сада; готовность детей 6 – 7(8) лет к школе; эмоциональное благополучие воспитанников в Детском саду; уровень профессиональной компетентности педагогов; развитие инновационных процессов и их влияние на повышение качества работы Детского сада; предметно-развивающая среда; материально-техническое и программно-методическое обеспечение воспитательно-образовательного процесса; удовлетворенность родителей качеством предоставляемых услуг. В рамках коррекционно-развивающей работы с различными целевыми группами детей диагностическая работа включает: своевременное выявление детей, нуждающихся в психологопедагогическом сопровождении; раннюю (с первых дней пребывания обучающегося в ДОУ) диагностику отклонений в развитии и анализ причин трудностей социальной адаптации; комплексный сбор сведений об обучающемся на основании диагностической информации от специалистов разного профиля; определение уровня актуального и зоны ближайшего развития обучающегося с ОВЗ, с трудностями в обучении и социализации, выявление его резервных возможностей; изучение уровня общего развития обучающихся (с учётом особенностей нозологической группы), возможностей вербальной и невербальной коммуникации со сверстниками и взрослыми; изучение развития эмоционально-волевой сферы и личностных особенностей обучающихся; изучение индивидуальных образовательных и социальнокоммуникативных потребностей обучающихся; 4 изучение социальной ситуации развития и условий семейного воспитания ребёнка; изучение уровня адаптации и адаптивных возможностей обучающегося; изучение направленности детской одаренности; изучение, констатацию в развитии ребёнка его интересов и склонностей, одаренности; мониторинг развития детей и предупреждение возникновения психологопедагогических проблем в их развитии; выявление детей-мигрантов, имеющих трудности в обучении и социальнопсихологической адаптации, дифференциальная диагностика и оценка этнокультурной природы имеющихся трудностей; всестороннее психолого-педагогическое изучение личности ребёнка; выявление и изучение неблагоприятных факторов социальной среды и рисков образовательной среды; - системный разносторонний контроль специалистов за уровнем и динамикой развития обучающегося, а также за созданием необходимых условий, соответствующих особым (индивидуальным) образовательным потребностям обучающегося. 3. Алгоритм разработки и реализации психолого-педагогической диагностики (мониторинга): 3.1.Определение и формулировка целей и задач мониторинга в соответствии с ФГОС ДО, ОП ДО и АОП ДО, приоритетным направлением деятельности Детского сада. 3.2. Отбор критериев планируемых результатов освоения образовательной программы. 3.3. Определение объекта и форм мониторинга, периодичности и ответственных исполнителей. 3.4. Подбор диагностического инструментария. 3.5. Определение периодичности и ответственных исполнителей. 3.6. Анализ и интерпретация полученных результатов. 3.7. Методологическая основа мониторинга детского развития определяется специалистами Детского сада в соответствии со спецификой профессиональной деятельности специалистов и базируется на следующих принципах: - соответствия возрастным нормативам физического и психического развития ребенка; - направленности на выявление наличного (актуального) уровня овладения ребенком деятельностью и «зоны ее ближайшего развития»; - обеспечения необходимой информации для построения целостного представления, характеризующего: уровень овладения ребенком деятельностью; эффективность методики формирования деятельности; типичные недостатки в овладении деятельностью, позволяющие 5 корректировать используемые методики обучения. Педагогическая диагностика индивидуального развития детей проводится в произвольной форме на основе малоформализованных диагностических методов: наблюдения, свободных бесед с детьми, анализа продуктов детской деятельности (рисунков, работ по лепке, аппликации, построек, поделок и др.), специальных диагностических ситуаций. При необходимости используются специальные методики диагностики физического, коммуникативного, познавательного, речевого, художественноэстетического развития, эмоционально-волевой сферы. Ведущим методом педагогической диагностики является наблюдение. Осуществляя педагогическую диагностику, педагог наблюдает за поведением ребенка в естественных условиях, в разных видах деятельности, специфичных для детей раннего и дошкольного возраста. Ориентирами для наблюдения являются возрастные характеристики развития ребенка. Они выступают как обобщенные показатели возможных достижений детей на разных этапах дошкольного детства в соответствующих образовательных областях. Педагог может установить соответствие общих планируемых результатов с результатами достижений ребенка в каждой образовательной области. В процессе наблюдения педагог обращает внимание на частоту проявления каждого показателя, самостоятельность и инициативность ребенка в деятельности. Частота проявления указывает на периодичность и степень устойчивости показателя. Самостоятельность выполнения действия позволяет определить зону актуального и ближайшего развития ребенка. Инициативность свидетельствует о проявлении субъектности ребенка в деятельности и взаимодействии. Результаты наблюдения фиксируются, способ и форму их регистрации педагог выбирает самостоятельно. Оптимальной формой фиксации результатов наблюдения является карта развития ребенка. Педагог может составить ее самостоятельно, отразив показатели возрастного развития ребенка, критерии их оценки. Фиксация данных наблюдения позволят педагогу отследить, выявить и проанализировать динамику в развитии ребенка на определенном возрастном этапе, а также скорректировать образовательную деятельность с учетом индивидуальных особенностей развития ребенка и его потребностей. Результаты наблюдения дополняются беседами с детьми в свободной форме, которые позволяют выявить причины поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и др. Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребенка (рисунков, работ по аппликации, фотографий работ по лепке, построек, поделок и др.). Полученные в процессе анализа качественные характеристики существенно дополнят результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и др.). Педагогическая диагностика завершается анализом полученных данных, 6 на основе которых педагог выстраивает взаимодействие с детьми, организует предметно-развивающую среду, мотивирующую активную творческую деятельность воспитанников, составляет индивидуальные образовательные маршруты освоения Программы осознанно и целенаправленно проектирует образовательный процесс. Эффективная организация мониторинга позволяет при минимальных затратах времени и усилий получить достоверную информацию о достижениях и продвижении детей в плане их соответствия некоторому среднему уровню, установленному для детей данной возрастной группы, или отклонения от этого уровня. При реализации диагностики используется информационная и техническая поддержка. 3.8. Диагностический инструментарий выбирается детским садом самостоятельно (если в нормативных документах на федеральном, или региональном, или муниципальном уровнях отсутствует единый утвержденный инструментарий). Инструментарий имеется и в печатном, и электронном формате. 4. Организация проведения психолого-педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития воспитанников 4.1. Диагностика оценки индивидуального развития осуществляется воспитателями всех возрастных групп 2 раза в год – в начале и в конце учебного года (октябрь; апрель). Для детей с ОВЗ – 3 раза в год. В первом случае она помогает выявить наличный уровень деятельности, а во втором – наличие динамики её развития. 4.2. Инструментарием для педагогической диагностики служат карты оценки уровней эффективности педагогического процесса, позволяющие фиксировать индивидуальную динамику и перспективы развития каждого ребенка. 4.3. Имеется инструментарий в электронной форме. 4.4. Педагогическая диагностика оценки индивидуального развития проводится воспитателями (развитие общих способностей: познавательных, коммуникативных, регуляторных), музыкальным руководителем, инструктором по физической культуре (оценка физического развития), учителем-логопедом. 4.5. При необходимости используется психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей, причин возникновения трудностей в освоении образовательной программы), которую проводят квалифицированный специалист (педагог-психолог). Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей (законных представителей). Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и оказания адресной психологической помощи. 7 4.6. Результаты диагностики индивидуального развития предоставляются воспитателями всех возрастных групп и специалистами Учреждения старшему воспитателю. В конце учебного года проводится сравнительный анализ результативности образовательного процесса и на основе анализа определяется планирование педагогической деятельности на следующий учебный год. 4.7. Так же по результатам психологической и педагогической диагностики может осуществляться включение ребенка в программу КРР, определение индивидуального маршрута психолого-педагогического сопровождения на основе заключения ППк Детского сада. 5. Контроль 5.1.Контроль за проведением психолого-педагогической (мониторинга)осуществляет старший воспитатель. диагностики 6. Отчетность 6.1. Педагогические работники не позднее 7 дней с момента завершения педагогической диагностики сдают результаты проведенных педагогических наблюдений с выводами старшему воспитателю. 6.2. Старший воспитатель осуществляет сравнительный анализ проведенного мониторинга. Формой отчета является аналитическая справка в конце года, в которой указываются результаты мониторинга, которая формируется с помощью таблиц, графиков, диаграмм, обработанных с использованием стандартизированных компьютерных программ. 6.3. По итогам педагогического мониторинга проводятся заседания Совета педагогов Детского сада. 6.4. По окончании учебного года, на основании аналитических справок по итогам мониторинга, определяется эффективность проведенной работы, сопоставление с нормативными показателями, вырабатываются и определяются проблемы, пути их решения и приоритетные задачи для реализации в новом учебном году. 6.5. Сводные результаты диагностики (мониторинга) хранятся в методическом кабинете у старшего воспитателя. 7. Документация 7.1. Материалы психолого-педагогической диагностики (мониторинга) индивидуального развития: карты индивидуального развития воспитанников, пособия для определения уровня индивидуального развития воспитанников хранятся у воспитателей групп и обновляются по мере необходимости, как и у специалистов. 7.2. Результаты педагогических наблюдений за уровнем индивидуального развития детей оформляются в единую таблицу и хранятся в методическом кабинете. 7.3. Так же используется электронные формы хранения информации (например - Яндекс-диск). 8